Рейсмус – разметочный инструмент, незаменимый в механике и в работе по дереву и металлу. Рейсмус служит для проведения на заготовке разметочных
равноудаленных линий, для переноса чертежа на деталь, в столярных и плотницких работах используется также как циркуль.
В арсенале каждого мастера-любителя должен быть рейсмус. Можно купить готовое изделие, а можно изготовить рейсмус своими руками.
Речь разумеется идет о ручном рейсмусе, а не о станке.
Изготовление рейсмуса
Для изготовления рейсмуса вам понадобится:
- латунный припой,
- метчики 4 миллиметра,
- винт с головкой в виде шестигранника 4 на 8 миллиметров,
- винт-«барашек» 6 на 8 миллиметров,
- винт 4 на 8 миллиметров с острием,
- винт 4 на 6 миллиметров с рифленой головкой,
- трубка длиной 5 сантиметров и диаметрами 8 и 16 миллиметров,
- металлическая деталь размерами 35 на 70 миллиметров в форме буквы «Т»,
- стержень из металла длиной в 60 сантиметров и диаметром в 8 миллиметров.
Для изготовления рейсмуса вам понадобится некоторый опыт в работе с металлом, а также два-три часа свободного времени.
Вам понадобится минимальный набор инструментов:
Несколько плашек;
Метчики;
Электродрель;
Паяльник.
Основной частью рейсмуса является Т-образная металлическая деталь размерами 35 на 70 миллиметров. В ее центре нужно просверлить 8-миллиметровое отверстие,
после чего припаять к нему трубку диаметром в 16 миллиметров и отверстием в 8 миллиметров.
По сквозному отверстию рейсмуса должен скользить металлический стержень длиной в 30 сантиметров и диаметром в 8 миллиметров. К стержню прикреплен кольцевой
зажим для вставки карандаша, или в нем должно быть отверстие для закрепления метчика диаметром в 3 миллиметра.
В свободном конце трубки сверлиться отверстие с резьбой, в которое будет вставлен регулировочный винт-барашек, фиксирующий в нужном положении
стержень. Ширина отверстия должна быть 6 миллиметров.
С одного конца стержня, оснащенного зажимом для карандаша, прикрепляется спаянное кольцо с прижимным винтом. Диаметр кольца - 8/16 миллиметров.
В другом стержне – сменном – сверлят два отверстия. Одно отверстие должно быть сквозным с диаметром в 3 миллиметра, второе кольцо должно иметь резьбу М4,
и в него нужно вставить блокировочный винт 4 на 6 миллиметров.
Необходимо также просверлить «Т»-образный торец основания, нарезав в полученных отверстиях резьбу М4. Это необходимо для размещения винта с рифленой
головкой, а также винтового острия, которое позволит применять рейсмус в качестве циркуля.
Необходимо также заточить концы в метчиках размерами 3 и 4 миллиметра. Завершив сборку рейсмуса, на него нужно нанести для слоя особой краски для
металла. Нижнюю рабочую часть рейсмуса не красят.
Ускорить нанесение разметки вы сможете, привнеся в ваш рейсмус маленькое усовершенствование: сделайте маленькую миллиметровую шкалу, нанеся ее трехгранным
напильником на стержни.
Работая с рейсмусом, следует помнить следующее:
Если вы работаете с деревом, грифель карандаша должен был слегка наклоненным;
Когда вы чертите линии по листовому металлу, плоская часть металлического основания рейсмуса должно скользить по ребру листа.
! Все, что покрашено светлой масляной или эмалевой краской, рекомендуется мыть водой без мыла и соды, чтобы краска не стала тусклой. В воду можно добавить нашатырный спирт, он удаляет грязь и придает блеск.