Чеканка по металлу - один из древнейших видов декорирования металлических изделий. Представляет собой способ нанесения определенных узоров методом их
выбивания на металлической поверхности. При этом появляется определенный рельеф, который и создает полную картину узора.
Чеканка известна с давних времен. Данным способом украшалась различная бытовая утварь, украшали оружие и доспехи. Издревле многие народы чеканили
монеты, и создавали различные ювелирные изделия.
Художественные изделия получаемые методом чеканки по металлу могут быть самых разнообразных видов — двухмерными, орнаментальными, и даже представлять
собой трехмерные объемные объекты.
Художественная чеканка очень интересно смотрятся в интерьере многих стилей, и неслучайно так велико количество мастеров увлекающиеся производством чеканки
своими руками, а также художественных мастерских где металлическую чеканку можно купить, или где необходимое изделие Вам выполнят на заказ.
Существует несколько направлений художественной чеканки, при этом чеканка по металлу — наиболее сложный вид, так как рельеф изделия создается
непосредственно во во время работы над ним, а не в заранее приготовленной форме, как, к примеру, в случае чеканки по литью.
Виды чеканки
Чеканку по металлу можно разделить, впрочем весьма условно, на два вида. Она может быть объемной, и плоской. Последняя также имеет собственные
подвиды, которые различаются технологией изготовления и фактурой готового изделия.
К примеру, достаточно интересный вид плоскостной чеканки - чеканка ажурная, имеющая вид ажурного кружевного орнамента.
Просекание фона производят специальными остро заточенными чеканами (сечками), и позже по готовым линиям проводят высечку. Далее следует обжиг, который
стоит проводить особо осторожно, так как тонкие перегородки могут попросту расплавиться.
Обычно основой для такого вида чеканки является готовое изделие имеющие объем.
Еще один подвид - плоскостная чеканка выполняемая на металлическом листе, без выдавливания рельефа. Данный вид чеканки называется контурным. Он немного
похож на гравировку, но в отличии от нее, узор контурной чеканки рельефен, и может быть как выпуклым, так и вогнутым.
Обычно такие изделия применяют для украшения всевозможных предметов интерьера, однако и в качестве самостоятельного художественного предмета в
некоторых случаях контурная чеканка довольно интересна.
Объемная чеканка — более сложный вид чеканки по металлу. Чеканка рельефа в этом случае представляет угрозу деформации всего объема изделия, и должна
проводиться с особой аккуратностью.
Своими руками, в домашних условиях, можно попробовать выполнить такую чеканку на тонкой металлической посуде, или к примеру, на банке из под чая.
Материалы и инструменты
Разумеется, для чеканки подойдет не любой материал, к тому же понадобятся специальные инструменты. Далее коротко об этом.
Инструменты
Вся работа по чеканке металлических изделий производится с помощью основного инструмента — чекана.
Чеканы представляют собой кованные восьмигранные или, иногда, круглые стержни, длинною около 15 сантиметров, с утонченными краями.
Различают несколько видов этого инструмента.
Канфарник — представляет собой чекан, с заостренным концом, выполненный в форме тупой иглы.
Обводные чеканы (расходники) — могут быть как прямыми, так и с различным радиусом закругления.
Сечки — остро заточенные чеканы, чем то напоминающие обычное зубило. Также могут иметь как плоское так и полукруглое лезвие.
Лощатники — большая группа чеканов плоской формы, предназначенные для выравнивания фона (лощения). Могут иметь гаг гладкий, так и шероховатый
бой для получения мягкого следа.
Конечно для работы понадобятся и другие подсобные инструменты и приспособления: молоки, подложки, различный слесарный инструмент, устройства для
насмолки, и так далее. Кстати, существуют также и другие виды чеканов, мы упомянули лишь о самых широко применяемых из них.
Рассказать о всех тонкостях чеканки по металлу в рамках одной статьи невозможно, но к счастью для тех кого эта тема заинтересует, найти в сети книги
по чеканке труда не составит.
Материалы
Медь
Красная медь наиболее удобна для чеканки, так как имеет свойство легко принимать необходимые формы, и способна обеспечить достаточно большую высоту
рельефа. Именно по этому наиболее распространенной является медная чеканка.
Стоит отметить еще одно свойство меди, а именно ее мягкость и эластичность при прокате, что позволяет создавать медные листы толщиною менее
полумиллиметра.
Латунь
Также хороший металл для чеканки. Являясь сплавом меди и цинка, латунь приобретает некоторые свойства этих материалов. Как и медь, латунь отлично
поддается чеканке, да и другим видам обработки, как то резка, штамповка, прокатка и так далее. Отлично обрабатывается на станках.
Также стоит отметить и внешние характеристики сплава, а именно красивый золотистый цвет.
Металл легко полируется, и способен долго сохранять достойный внешний вид.
Алюминий
Еще один материал применяемый для художественной чеканки по металлу. Обладает хорошей пластичностью, не требует термо обработки.
Аллюминевая фольга легко чеканиться, допускает глубокую вытяжку и возможность исправлять допущенные при работе погрешности, но при его отжиге стоит
быть бдительным, так как алюминий имеет достаточно низкую температуру плавления.
Кровельное железо
Для изготовления простых изделий, в домашних условиях, некоторые умельцы используют листовое кровельное железо которое позволяет выполнять простые
художественные узоры без глубокой вытяжки.
Нержавеющая сталь
Используется крайне редко, больше подходит для изготовления достаточно больших декоративных изделий, и не очень подходит для чеканки, так как металл
обладает большой прочностью и вязкостью.
Сплавы никеля
Применяют для чеканки также и никелевые сплавы имеющие в своем составе большое процентное содержание меди. Наиболее распространенные из них — нейзильбер
и мельхиор.
Данные сплавы довольно пластичны и легко принимают нужную форму, к тому же хорошо полируются.
Технология изготовления
Для начала работы необходимо изготовить эскиз будущей чеканки на бумаге, в натуральную величину. На рисунке не должно быть теней, а нанесены лишь основные
линии. После, из листового металла делают заготовку, с припуском на каждою сторону 3-4 сантиметра.
Затем заготовка проходит этап рихтовки. Края подгибают, для облегчения процесса насмолки.
Насмолка, классический способ заготовки, но в упрощенных процессах ее обычно не проводят, и рассматривать ее в этой статье мы не будем.
Далее, на заготовку накладывают эскиз, после чего точечным рисунком, с помощью канфарника, переводиться на заготовку.
Стоит помнить, что, поскольку слишком сильный удар по чекану приведет к сквозному пробиву листа, а следовательно вся работа пойдет насмарку, чеканить
заготовку следует с осторожность. Будьте внимательны и не переусердствуйте.
Затем, «канфаренный» рисунок обводиться расходниками, которые подбирают в зависимости от необходимой конфигурации линий.
Когда рисунок перенесен, необходимо произвести опускание фона и его выравнивание вокруг узора. Для этого используются лощатники.
Процесс лощения делает отчеканенный рисунок более четким и выразительным, к тому же лощение чеканки делает ее более прочной.
После осуществляется отжиг изделия.
Для этого изделие немного подогревают с помощью пламени газовой или бензиновой горелки и снимают со смолы.
Потом нагревают чеканку до раскаленного состояния (красное каление) и остужают.
Отжиг чеканки и процесс охлаждения зависит от материала который использовался для ее изготовления. Так одни материалы требуют резкого охлаждения, а другие
металлы постепенного.
К примеру, для меди, никеля, и/или их сплавов необходимо резкое охлаждение, повышающие пластические свойства этих металлов, а вот алюминий или его сплавы
отжигают при температуре, не превышающей 350 градусов Цельсия, и охлаждают постепенно, не вынимая из печи.
После первого отжига, производится подъем поверхности рельефа чеканки, так называемая «выколотка». Чеканиться рельеф с изнаночной стороны изделия, с
использованием всевозможных мягких подложек (мешочек с песком, коврик из резины или войлока и т.д.).
Одновременно, поэтапно, выравнивается фон изделия с помощью лощатников.
Затем заготовку снова отжигают и проводят доработку на смоле.
Чеканка готова! Осталось снять готовое изделие со смолы, протравить, и обработать, если есть желание, любым доступным для Вас способом - гальванически,
механически или химически.