Кость обладает прекрасными декоративными свойствами и легко обрабатывается. Изделия из нее, выполненные народными мастерами, издавна славились.
Из кости можно делать ажурные гребни, резные шкатулки, рукоятки для ножей и вилок и другие вещи.
В современном декоративно-прикладном искусстве используется поделочная кость нескольких видов: бивни мамонта, клыки и зубы моржа, зубы кашалота, простая
кость животных: коровы, лошади, верблюда, моржа. Самое широкое применение в художественных промыслах имеет сейчас простая кость.
Кость легко пилится ножовкой по металлу, хорошо обрабатывается напильником. Сверлится она перовыми сверлами, а ажурная резьба делается борами с помощью
гибкого вала бор-машины.
Полируют, кость на хлопчатобумажном круге с помощью мастики, которую готовят из зубного порошка, свиного жира и скипидара.
Из кости также делают различные украшения и поделки. Например, можно попробовать изготовить из нее перстень.
Для этого из трубчатой кости нужно вырезать кусочек шириной 10—15 мм. Затем круглым напильником расширить изнутри этот отрезок кости соответственно
размеру пальца. Затем обрабатывают поверхность напильником, придавая ей нужную форму и округляя наружные детали.
Верхняя площадка перстня должна остаться плоской. На ней можно вырезать монограмму или какой-нибудь рисунок, сделать треугольным надфилем пропилы по
окружности.
Кость можно окрашивать в разные цвета. Перед окрашиванием ее обезжиривают спиртом.
Изделия из кости можно тонировать, окрашивать поверхностно, а также применять глубинное окрашивание. Тонирование производится графитовым порошком или
насыщенным раствором акварельных красок, в которое изделие помещают на 3—5 мин. После тонирования резное изделие отполировывают на чистом тряпичном
круге. Тонировка подчеркивает глубину резьбы.
Поверхностное окрашивание производится анилиновыми или природными красителями. Природные красители — наиболее древний материал окрашивания кости.
Для окрашивания кость вначале обезжиривают, а затем опускают на некоторое время в крепкий настой красителя. При окрашивании луковой шелухой кость
приобретает красно-коричневый оттенок, а чай дает желто-коричневый цвет. Кость, окрашенная чаем или луковой шелухой, почти не выгорает.
Для окрашивания кости чай или луковую шелуху (1 часть) нужно залить кипятком (3 части) и настоять около часа в закрытой посуде. В этом настое кость нужно
прокипятить в течение 30—40 мин.
Изделия из кости можно окрашивать также анилиновыми красителями для шерстяных тканей. Они дают ровное красочное покрытие, на котором можно выгравировать
белый рисунок. Но анилиновые красители легко выгорают на солнце.
Процесс глубинного окрашивания более сложен и требует тщательного обезжиривания кости.
Кость вываривают в эмалированной посуде в течение 5—7 ч в растворе кальцинированной соды (50 г на 2—3 л воды), затем промывают теплой водой и высушивают. Окрашивают
кость в красящем растворе в течение 7—12 суток в стеклянной или эмалированной посуде.
Чтобы получить синий краситель, разводят 1 часть медного купороса в 6—9 частях воды и добавляют нашатырный спирт до получения нужного цвета.
В желтый цвет кость окрашивают раствором двухромовокислого калия в воде (в той же пропорции).
Для получения зеленого красителя смешивают 2 части синего и 1 часть желтого красителей.
В фиолетовый цвет кость окрашивают раствором хлористого кобальта.
Коричневый цвет получается при смешивании желтого (1 часть) и фиолетового (2 части) красителей.
Окрашивать можно самые разные костяные изделия: пряжки, пуговицы, кулоны, браслеты, гребни, заколки, вязальные крючки и шкатулки, рукоятки для ножей и
миниатюрные скульптуры. И даже бильярдные шары! Так, чтобы окрасить шары в черный цвет, их нужно подержать несколько минут в горячем отваре синего сандала,
а затем поместить в раствор уксуснокислой соли.
Изделия из слоновой кости можно также посеребрить. Для этого их погружают в слабый раствор азотнокислого серебра, а как только раствор приобретет
темно-желтый цвет, изделия вынимают и опускают в чистую воду и выставляют на солнце. Когда через несколько часов кость совершенно почернеет, ее натирают
кусочком кожи. После этого отполированное изделие приобретает красивый блестящий серебряный оттенок.
! Не стоит оклеивать моющимися обоями комнаты на солнечной стороне. Взаимодействуя с солнечным светом, некоторые моющиеся обои могут выделять вредные для здоровья вещества.