Сад камней или "сэкитэй" (японский) - обычно ровная площадка усыпанная песком (иногда галькой небольшого размера), на которой располагаются группы
камней. Человеку не знакомому с философией дзэн-буддизма, их расположение может показаться хаотичным, однако это совсем не так.
Композиция и положение камней подчинены строгим правилам.
Для понятия концепции такого пейзажа, необходимо понимание философии этого учения. Далее в статье речь пойдет именно о философии этого
культурно-эстетического сооружения, а также правилах расположения камней и композиционных формах, используемых для устройства сада камней, согласно
японской культуры.
Философия
Древнейшая японская культура не приемлет хаотичности. Все в ней имеет свою философию, и сад камней не исключении. Сад, согласно философии японцев, совсем
не место для праздного времяпровождения, а место где человек может спокойно думать и размышлять.
Хаотичность камней в пейзаже только кажущая, на самом деле символизм в их расположении есть всегда. К примеру, три камня поставленные друг на друга - символ
неба, а камни расположенные горизонтально - землю. Основа - песок или гравий является символом морских стихий, а к примеру мох - есть символ растительности.
В общем, сад камней, является некой абстрактной моделью символизирующей окружающий нас мир.
Принципы устройства сада
Как было сказано выше, хаотичность для японской культуры не приемлема, соответственно и принцип устройства сада камней подчиняются определенным правилам.
Как пример таких правил можно считать обязательное количество камней в саду, которое должно быть больше трех, и обязательно нечетным. Если для композиции
используется большое количество достаточно крупных необработанных камней, то все они должны быть примерно одинаковы по структуре, размеру, а также цвету.
Еще один хитрый принцип устройства сада камней - их определенное положение. Любая композиция правильно устроенного каменного сада, подразумевает такое
расположение, что один камень из композиции всегда остается вне поля зрения. При этом не важно, с какой точки или под каким углом смотрит на сад человек.
Считается, что увидеть все камни, может только смотрящий достигнувший просветления.
Практически рекомендации по устройству сада
Практическое устройство сада камней, не подразумевает их большое нагромождение. Окружающие пространство должно иметь достаточно много свободного
пространства - ровной поверхности песка, гальки, гравия, символизирующей свободу и бесконечность мира.
Происхождение камней тоже следует принимать во внимание. Япония - государство островное, поэтому большая часть камней в саду будут иметь вулканическое или
морское происхождение.
Небольшой нюанс - если композиция чада создается на основе морского песка, для устройства сада следует выбирать морские камни, и не смешивать их с
горными. Соседство в одной композиции морских и горных камней не допустимо.
Форма камня - еще один из основных моментов в практической организации сада.
Условно, по форме камня, различаются пять видов камней. Это:
Вертикаль
Низкая вертикаль
Статуя
Изогнутый камень
Плоский камень
Выбор формы особенно важен при составлении композиции из камней стоящих по одиночке. Такие камни должны быть совершенны по форме, и не иметь каких-либо
дефектов. В противном случае камень либо не используют, либо находят ему применение в группе, где этот дефект скрывают другие камни.
Цвет камня, а также матовость или глянец его поверхности, также нужно учитывать. Совмещать камни с глянцевой и матовой поверхностью не рекомендуется в
одной композиции. Такое соседство может рассеивать внимание, и совсем не способствует сосредоточенности.
Главное, что должен помнит устроитель такого сада - все элементы его должны иметь свое место, быть правильно подобраны по высоте, и иметь правильную ориентацию
по сторонам света. Если планируемое Вами время нахождения в саду это утро, сад должен находится с западной или восточной стороны. Если же Вы предпочитаете
для медитации вечернее время, устраивайте его с ориентацией на север.
! Для того чтобы не было видно на потолке следов от кисти, наносите последний слой краски или побелки кистью по направлению света к окну, а предыдущий — поперек.